Сегодня с семейством устроили культурный поход, в смысле решили пойти в кино. Меня выбрали главным спонсором, репертуар выбирал супруг. Выбор был вполне очевиден: "Хочу в 3Д на "Гнев титанов". Сын, естессно, только "за", я тоже сильно не сопротивлялась.
Скажу сразу: не понравилось. Вот так категорично. Я, конечно, понимаю, что снимать хоть что-то отдаленно напоминающее мифы древней Греции современный кинематограф умеет слабо, но спецэффекты могли бы сделать и по-эффектнее. "Другой мир"в этом отношении мне понравился больше. Титанов я не увидела, был только Кронос, да и то, какой-то он не титанистый. При взгляде на Зевса не покидала мысль: "Так вот как Квай-Гон проводил свободное время". Регулярное упоминанеи Силы тоже отправляло в нежно любимую Вселенную ЗВ. Вообще мне понравилась вот эта рецензия на этот фильм
читать дальшеО фильме «Гнев титанов» прежде всего надо знать то, что он снимался на Канарских островах. То есть, конечно, были и работа в лондонской студии, и съемки в Уэльсе, и воздушные путешествия в Патагонии, но основное действие разворачивается на Канарах. А на Канарах, вообще говоря, хорошо и без всякого кино: мозг расслабляется вслед за телом – и любая мозговая деятельность воспринимается как помеха полноценному существованию. Поэтому если ты снимаешь на Канарах про греческую мифологию, то сын Посейдона у тебя получится обязательно растаманом, мать вышеозначенного сына – поклонницей Энди Уорхола (ибо, по ее словам, «у каждого должна быть своя минута славы»), а Гефест – непрерывно похрюкивающим шизофреником. То, что у древних греков даже надписи на надгробиях делались по-английски, – это, разумеется, в порядке вещей. Как и то, что Кронос срисован с заглавного персонажа фильма «Мумия»; оттого и рождается поистине гениальная реплика: «Постарайтесь задержать Кроноса!» Когда Персей видит Зевса, он адресуется с наиболее подходящим к ситуации вопросом: «Ты проходил мимо?» (греческие боги – они, вообще, такие: фланируют туда-сюда, вместо того чтоб делом заняться), а через некоторое время восклицает – о Зевсе же: «Они забрали моего отца!» Не иначе как за бродяжничество и отсутствие надлежаще оформленных документов…
Йоханнесбуржец Джонатан Либесман – режиссер во всех отношениях интересный. Карьеру на полнометражном поприще он начал с довольно бессвязного, хотя временами и вправду страшноватого, ведьмовского ужастика Darkness Falls, в российском прокате шедшего под названием «Темнота наступает». После чего снял «Техасскую резню бензопилой: Начало», переключив регистр с имплантированной в сюжет Маркусом Ниспелем драматургии боли и отчаяния на веселый членовредительский аттракцион, полный сарказма и какого-то совсем уж бесшабашного раздолбайства. Третьим полнометражным опытом Либесмана стала «Комната смерти» – неожиданно умная, сильная и провокативная драма на тему отбора, дрессировки и управления людьми. Вслед за этим Либесман зачем-то переснял «Падение “Черного ястреба”» Ридли Скотта, только сомалийских боевиков переименовал в инопланетян, а фильм – в «Битву за Лос-Анджелес». В результате подобной легкой перестановки действо несколько подутратило смысл, превратившись в очередную порцию комических куплетов про адский отжиг, регулярно устраиваемый пришельцами на деньги продюсеров и инвесторов.
Греко-канарский (а картина, как назло, снималась на канарском острове под названием Гомера (La Gomera)) вестерн «Гнев титанов» стал пятым детищем Либесмана, и здесь он применил едва ли не все свои – вполне обширные – кинематографические и вообще гуманитарные познания. О мумии-Кроносе и Энди Уорхоле мы уже упомянули. К этому необходимо добавить, что Тартар, за вычетом небольших дизайнерских разночтений, позаимствован из фильма «Куб», демон, пытающийся пронзить Персея рогами, – из «Легенды» все того же Ридли Скотта. Начало вторжения химер с почти буквальной точностью повторяет начало вторжения марсиан в уэллсовской «Войне миров». Фраза Агенора «Сегодня я здесь – пытаюсь спасти вселенную» подытоживает все героические картины с Брюсом Уиллисом, а возглас «Не подведи семью!» – все американские фильмы про итальянскую мафию. О финальном большом взрыве и следующем за ним поцелуе с блондинкой не стоит даже упоминать: это – основа и исчерпывающий смысл всей греческой мифологии, тут без вопросов. Рассуждения о богах («– Я хочу быть хорошим богом и делать добрые дела. – Хороших богов не бывает»; «– Боги не умирают. – Теперь умирают»; «Больше нет богов»; «Похоже, только люди обладают свободной волей» (последние два тезиса принадлежат Зевсу)), вероятно, были вдохновлены чтением Ницше, Камю и Сартра, но здесь сложно сказать наверняка. Возможно, кто-то из троих сценаристов своим умом дошел до сверкающих высот богословия и антропологии, на каковых мы и оставим авторов «Гнева титанов», прежде всего – самого Либесмана, который уже вовсю штурмует следующую вершину режиссерского глубокомыслия. Называется эта вершина «Черепашки-ниндзя».
Сергей Терновский
В общем время было потрачено не впустую, только потому, что мы провели его вместе.